Общеуниверситетская система электронной почты (ОСЭП)

1. Введение

Общеуниверситетская система электронной почты МЭИ (ОСЭП) – это корпоративная почтовая система. Она ориентирована на упрощение обмена электронными сообщениями между студентами, сотрудниками, преподавателями и аспирантами МЭИ. ОСЭП позволяет организовать единое информационное сообщество МЭИ. Данные обо всех студентах, аспирантах, сотрудниках и преподавателях МЭИ занесены в базу данных ОСЭП. Пользователь ОСЭП может иметь статус «не зарегистрирован» или «зарегистрирован» (последних будем называть абонентами ОСЭП).

Чтобы отправить сообщение любому абоненту ОСЭП не требуется знать адрес его электронной почты. Достаточно обратиться к адресной книге ОСЭП.

Возможна переадресация (форвардинг). При этом сообщение, отправленное абоненту по его адресу в ОСЭП, на самом деле попадет в почтовый ящик другой почтовой системы, адрес которого абонент указал при переадресации как более предпочтительный.

Абонент ОСЭП может воспользоваться своим почтовым ящиком, чтобы отправить сообщения или прочитать поступившие сообщения, пользуясь компьютером, находящимся в любой точке земного шара, если он подключен к Internet. Это обеспечивает портал МЭИ, адрес которого в Internet: http://www.mpei.ru.

Каждый студент МЭИ может стать абонентом ОСЭП и бесплатно пользоваться ее услугами. Эта возможность обеспечивается рассылкой всем студентам МЭИ индивидуальных приглашений стать абонентами ОСЭП. В этом приглашении каждому потенциальному абоненту сообщается его имя (Login), как абонента ОСЭП, а также его идентификационный номер, необходимые для выполнения процедуры регистрации в ОСЭП. В результате регистрации абоненту сообщается его пароль.

Абоненты электронной почты несут ответственность за корректность переданного сообщения. Автора сообщения установить легко. Никому не сообщайте свой пароль. Иначе без Вашего сведения и от Вашего имени может быть разослано сообщение, которое может иметь для Вас весьма неприятные и далеко идущие последствия.

2. Регистрация в ОСЭП

Возможность зарегистрироваться предоставляется на странице Сервисы, Регистрация портала МЭИ (рис. 1).

Рис. 1. Регистрация в ОСЭП

Для регистрации необходимо в поле Имя абонента (Login) ввести Ваш Login (принимая во внимание верхний и нижний регистр символов) и в поле Идентификационный код ввести Ваш идентификационный номер так, как они написаны в индивидуальном приглашении. После проверки правильности ввода Вашего имени и идентификационного номера следует щелкнуть на кнопке Зарегистрироваться. После этого следует подождать до завершения процесса регистрация. Признаком успешного завершения регистрации является появление в окне ОСЭП поздравления с успешной регистрацией.

Обязательно в надежном месте аккуратно запишите содержащийся там Ваш пароль. Он Вам понадобится неоднократно.

Если же в процессе регистрации обнаружена ошибка, то появится сообщение «Операция прекращена» с указанием характера допущенной ошибки. Это означает, что регистрацию нужно повторить. Для этого следует щелкнуть на ссылке Назад, тщательно повторить ввод логина и идентификационного номера и снова щелкнуть на поле Зарегистрироваться.

3. Вход в портал МЭИ

До сих пор Вы работали в портале МЭИ как анонимный пользователь. Права анонимного пользователя по доступу к размещенной на портале информации ограничены. Чтобы расширить свои права, а также получить доступ к своему почтовому ящику следует выполнить вход в систему и работать с ней с правами зарегистрированного пользователя. В процессе входа пользователь представляется системе, сообщая свои Login и пароль. Это действие называется аутентификацией.

Рис. 2. Вход в систему

Для выполнения входа в систему на вкладке Главная портала МЭИ (см. рис. 2) щелкните на ссылке Вход в систему (находится в группе Пользователь в правом верхнем углу окна обозревателя).

В разделе Вход в систему открывшегося окна введите в соответствующих полях свое имя абонента (имеется в приветственном послании), полученный в результате регистрации пароль (при этом следует выдерживать регистры символов) и щелкните на кнопке Вход.

Если Вы не допустили ошибки, то в группе Пользователь произойдут изменения:

- слово Анонимный будет заменено на Вашу фамилию, имя и отчество;

- появится ссылка Ваша почта;

- ссылка Вход в систему будет заменена на ссылку Выход.

Теперь, работая в портале, Вы имеете права зарегистрированного пользователя.

Для работы с ОСЭП в группе Пользователь щелкните на ссылке Ваша почта. Появится окно службы Microsoft Office Outlook Web Access показанное на рис. 3, которая поддерживает работу с электронной почтой. Эта служба позволяет с помощью обозревателя интернета читать, отправлять и принимать сообщения, создавать задачи и правила, планировать встречи и собрания и осуществлять доступ к общим папкам.

Рис. 3. Вход в службу Office Outlook Web Access

В окне службы Microsoft Office Outlook Web Access Вам придется еще раз в соответствующих полях ввести свои имя абонента, а также пароль, убедитесь, что не установлен флажок Использовать облегченную версию Outlook Web Access. При вводе пароля необходимо соблюдать регистр символов (верхний или нижний). Нажмите на кнопке Вход.

Область переходов

Рис. 4. Окно папки Входящие

Вам откроется окно Входящие, представляющее раскрытую папку входящих сообщений (рис. 4). В этой папке содержатся полученные сообщения, если они поступили.

В этом окне имеется панель инструментов, которая изображена на рис. 5:

Одна строка

Удалить

Область чтения

Переместить или скопировать в папку

Отправить и получить

Рис. 5. Панель инструментов  папки Входящие

Поясним назначение отдельных кнопок этой панели инструментов:

·        Создать – создание сообщений, контактов, списков рассылки, задач, встреч и приглашений на собрания.

·        Область чтения – создание области, в которой будет отображаться текст одного сообщения.

·        Одна строка – переключение способа отображения информации о поступивших сообщений (одна или две строки).

·        Удалить – удаление выделенных сообщений.

·        Переместить или скопировать в папку – перемещение или копирование выделенных сообщений в папку.

·        Отправить и получить – инициировать начало отправки и получения сообщений.

·        Ответить – подготовить сообщение в ответ на полученное сообщение (вложения полученного сообщения к ответу не присоединяются).

·        Ответить всем – подготовить ответ всем абонентам списка рассылки, на который было отправлено входящее сообщение.

·        Переслать – переслать сообщение вместе с вложениями.

4. Создание и отправка сообщения

Создание и отправка сообщения выполняется в окне Сообщение, (рис. 6).

Это окно открывается после щелчка на кнопке Создать панели инструментов окна Входящие (рис. 4).

Рис. 6. Окно Сообщение

Затем в поле Кому необходимо ввести адрес получателя сообщения, ввести тему сообщения в поле Тема, при необходимости ввести адрес получателя копии сообщения в поле Копия и ввести текст сообщения в расположенном ниже поле.

К сообщению могут быть подсоединены любые файлы. Для этого на панели инструментов окна Сообщение нужно нажать на кнопке  Вложить файл.

Подсоединение файлов выполняется в окне Вложения (рис. 7).

Рис. 7. Окно Вставка файла

В этом окне необходимо указать поочередно все файлы, которые Вы хотите вложить в сообщение.

Чтобы к сообщению присоединить файл, следует щелкнуть на кнопке Browse (Обзор), а затем в появившемся окне выбрать нужный файл, щелкнуть на кнопке Open (Открыть) и на кнопке Вложить. После окончания копирования подсоединяемого файла в сообщении появится строка, в которой будет указано имя вложенного файла. Так можно подсоединить к сообщению несколько файлов.

Если же Вы передумали и не хотите отправлять вместе с сообщением некоторые из уже подсоединенных файлов, то их можно удалить. Для этого достаточно каждый из них поочередно выделить и удалить нажатием на клавишу Delete.

Нажатие кнопки Параметры на панели инструментов окна Сообщение позволяет задавать для сообщений определенные свойства, поддерживаемые службой Outlook Web Access. Для новых сообщений, ответов и пересылаемых сообщений можно указать следующие свойства:

·                     Важность. Задает для сообщения один из следующих уровней важности: «Низкая», «Обычная» или «Высокая». По умолчанию сообщение имеет важность «Обычная».

·                     Пометка. Сообщение помечается как «обычная», «Личное», «Частное» или «ДСП». По умолчанию сообщение помечается пометкой «обычная».

·                     Уведомления о сообщениях. Позволяет запрашивать отчет о доставке и (или) о прочтении сообщения.

После того, как сообщение создано, его можно отправить. Для этого следует щелкнуть на кнопке Отправить (рис. 6). Копия отправленного сообщения сохраняется в папке Отправленные.

Если сообщение не требуется отравлять сразу, то нужно щелкнуть на кнопке  Сохранить (рис. 6), чтобы введенные данные сохранить, а затем – закрыть окно Сообщение.

С помощью кнопки  Проверить имена (рис. 6) можно проверить правильность набранных имен абонентов ОСЭП, указанных в полях Кому, Копия, и Слепая копия (если отображение двух последних полей установлено настройкой параметров и в них введены адреса). Результат проверки будет выведен в окне Проверить имена. Чтобы закрыть это окно необходимо щелкнуть на кнопке OK или кнопке Отмена.

Достаточно на русском языке ввести фамилию абонента ОСЭП и с помощью кнопки Проверить имена Вы можете в поле адреса получить его адрес.

Кнопками  Важность высокая и  Важность низкая (рис. 6) можно установить высокую или низкую важность письма.

Если Вы щелкните на кнопке Закрыть, не отправив и не сохранив письмо, то окно Новое сообщение закроется и все введенные данные будут потеряны.

Следует помнить, что объем памяти, отведенный на сервере для Вашего почтового ящика, ограничен. Эта память делится между всеми папками почтового ящика (Входящие, Исходящие, Отправленные, Удаленные, Черновики, ...). Если суммарный объем памяти Ваших данных в перечисленных папках приблизится к отведенному Вам лимиту, то будет невозможно получить новое сообщение. Поэтому не используйте эти папки для длительного хранения сообщений. Для длительного хранения сообщений следует создать на своем компьютере личные папки, в которые необходимо перемещать сообщения, которые Вы хотите сохранять длительное время.

5. Получение и чтение сообщений

Прочитать сообщение можно из окна папки Входящие. Почтовая система с некоторой периодичностью передает в эту папку сообщения, поступившие в Ваш почтовый ящик. Можно не ждать, когда это сделает почтовая система, а потребовать немедленно доставить почту в папку Входящие. Для этого следует щелкнуть на кнопке  Отправить и получить панели инструментов окна Входящие (рис. 4). Поступившие на Ваш адрес сообщения, если таковые есть, будет отображены в виде списка в окне папки Входящие.

Чтобы прочитать сообщение, его следует раскрыть двойным щелчком на этом сообщении в списке. Вложение в сообщение раскрывается щелчком на его ссылке.

Ознакомившись с содержанием письма, закройте или сверните его. Затем можно прочитать следующее письмо.

Для удаления ненужных писем следует их выделить и щелкнуть на кнопке Удалить  на панели инструментов окна Входящие. Письма, удаленные из папки Входящие оказываются в папке Удаленные. Их удаление из папки Удаленные означает их удаление без возможности восстановления.

6. Общие папки

Кроме стандартного набора индивидуальных для каждого абонента папок, в ОСЭП имеются общие папки. В отличие от индивидуальных, общими папками могут пользоваться все абоненты или группа абонентов. Установка прав доступа к общей папке осуществляется администратором ОСЭП. По умолчанию абонент может только читать сообщения, находящиеся в общей папке. Хозяин общей папки (создавший ее абонент) может оставить в ней сообщения для абонентов ОСЭП и удалять эти сообщения. Для начала работы с общими папками следует в области перехода щелкнуть на кнопке Общие папки.

7. Система поиска

Система поиска располагается на вкладке Персоналии портала МЭИ. Здесь возможны три варианта поиска:

·         по Ф. И. О.,

·         по структуре ВУЗа,

·         по дням рождения.

Все эти варианты поиска фактически выполняются на портале МЭИ. При поиске по структуре ВУЗа Вы можете найти любого студента, аспиранта или сотрудника МЭИ по его месту учебы или работы в университете. При движении по структуре следует иметь в виду, что если узел структуры имеет внутреннюю структуру, то слева от названия узла стоит знак +, являющийся ссылкой на внутреннюю структуру.

8. Обработка нежелательной почты

Нежелательные сообщения электронной почты перегружают сеть, засоряют серверы электронной почты и заполняют почтовые ящики бесполезными, а часто и крайне неприятными текстами и картинками. Служба Outlook Web Access для Microsoft Office позволяет отслеживать нежелательные и навязчивые сообщения. Для этого следует выполнять следующие действия:

·                    Создать и поддерживать список надежных, а также список заблокированных адресов электронной почты и доменов.

·                    Заблокировать ссылки на внешнее содержимое, которые могут быть причиной поступления нежелательных сообщений. С помощью службы Outlook Web Access можно заблокировать механизм, который называется веб-маркером и может использоваться для рассылки навязчивых сообщений электронной почты. Установка этого режима позволяет также убрать веб-маркеры из ответов и пересылаемых сообщений.

Надежные отправители – это адреса и домены, прием электронной почты от которых должен быть разрешен.

Заблокированные отправители – это адреса или домены, прием электронной почты от которых требуется запретить. Сообщения, полученные с адресов электронной почты или доменов, занесенных в список заблокированных отправителей, сразу помещаются в папку Нежелательная почта.

В процессе проверки входящих сообщений фильтр нежелательной почты устанавливает приоритет адресов электронной почты перед доменами. Например, если домен example.com внесен в список заблокированных отправителей, а адрес proverka@example.com внесен в список надежных отправителей, то в результате сообщения с адреса proverka@example.com будут поступать в папку Входящие, а сообщения со всех остальных адресов домена example.com – в папку Нежелательная почта.

Для изменения списков надежных отправителей, заблокированных отправителей, а также для выполнения блокирование ссылок на внешнее содержимое в сообщениях электронной почты формата HTML выполните команду Параметры на панели инструментов службы Microsoft Outlook Web Access (рис. 4).

9. Работа с Контактами

Контакты – это личная адресная книга электронной почты и место хранения сведений о людях и занятиях, с которыми регулярно поддерживается связь. Контакты используются для хранения адресов электронной почты, почтовых адресов, номеров телефонов и других важные сведений. Кроме того, можно хранить адреса веб-страниц, номера факсов или сотовых телефонов.

Чтобы открыть окно Контакты, щелкните кнопку Контакты в области переходов. В этом окне можно создавать контакты, открывать их для редактирования, сортировать, искать, а также создавать списки рассылки.

10. Правила

Входящими сообщениями электронной почты можно управлять с помощью правил для автоматического выполнения действий над входящими сообщениями. После создания правила Microsoft Office Outlook Web Access применяет правило к сообщениям, полученным в папку Входящие. Например, можно автоматически пересылать руководителю все сообщения, полученные в папку Входящие, которые были отправлены, например, от имени Александр Иванов.

Чтобы просмотреть правила, выполните команду Параметры, Правила на панели инструментов службы Microsoft Outlook Web Access (рис. 4). Вы увидите список созданных правил, если таковые есть. Для создания нового правила следует нажать на кнопке Создать правило. В открывшемся окне Изменение правила можно для входящих сообщений, удовлетворяющим задаваемым критериям, относящимся к содержанию полей От, Тема, а также важности и получателей, выполнить одно из следующих действий:

·         Переместить сообщение в указанную папку.

·         Скопировать сообщение в указанную папку.

·         Удалить сообщение.

·         Переслать сообщение по указанному адресу.

11. Параметры

Служба Microsoft Outlook Web Access предлагает несколько способов настройки возможностей программы и ее внешнего вида.

·                    Заместитель. Это автоматическое создание и отправление ответов на получаемые сообщения.

·                    Настройка параметров обмена сообщениями.

·                    Настройка проверки орфографии.

·                    Настройка безопасности электронных сообщений.

·                    Управление внешним видом и форматами дат, времени.

Чтобы настроить эти возможности, в области переходов выполните команду Параметры на панели инструментов службы Microsoft Outlook Web Access (рис. 4). При изменении любых настроек необходимо нажать кнопку Сохранить и закрыть, чтобы изменения вступили в силу.

12. Задание для выполнения на компьютере

1.     Запустите браузер IE. Откройте Web-страницу интернет портала МЭИ по адресу http://www.mpei.ru.

2.     Откройте вкладку Главная. Если Вы раньше не зарегистрировались в ОСЭП, то сделайте это сейчас. Для этого щелкните на ссылке Вход в систему. Зарегистрируйтесь в ОСЭП. Дождитесь завершения процесса регистрации и запишите в надежном месте, чтобы не потерять, логин и пароль.

3.     Перейдите на вкладку Персоналии. С помощью системы поиска найдите нескольких, интересующих вас абонентов ОСЭП. Обратите внимание, что тем из найденных персоналий, которые зарегистрированы в ОСЭП, Вы можете отправить сообщение.

4.     Перейдите на вкладку портала МЭИ Главная и войдите в закрытую часть портала (это можно сделать, если прошло необходимое время для обработки Вашей регистрации). Для этого Вам следует щелкнуть на ссылке Вход в систему и выполнить аутентификацию (ввести в соответствующих полях свои логин, пароль и щелкнуть на кнопке Войти).

5.     Для доступа через службу Microsoft Outlook Web Access к Вашему почтовому ящику щелкните на ссылке Ваша почта, еще раз выполните аутентификацию и щелкните на кнопке Вход. В результате этих действий Вы получите доступ к Вашему почтовому ящику в папку Входящие.

6.     Для начала подготовьте сообщение самому себе. Для этого щелкните на кнопке Создать. В появившемся окне сообщение введите свой адрес в поле Кому. Адрес в ОСЭП строится так: логин@mpei.ru.

7.     Введите тему письма, текст сообщения и отправьте его, нажав на кнопку Отправить.

8.     Подготовьте сообщение одному из абонентов ОСЭП. Для этого в поле Кому можно вместо адреса просто ввести фамилию абонента (в русской транскрипции) и на панели инструментов нажать на кнопке  Проверить адреса. Если абонентов с такой фамилией несколько то придется из списка таких абонентов выбрать того, кто Вас интересует. Если имя абонента опознано системой, то в поле Кому появится его фамилия, имя и отчество. Введите тему письма, текст сообщения и отправьте его.

9.     Если в папке Входящие нет сообщений, поступивших на Ваш адрес, то щелкните на кнопке Получить и отправить панели инструментов.

10.          Если в папке Входящие есть сообщение, то откройте его двойным щелчком на нем в списке сообщений и прочтите.

11.          Подготовьте ответ на это сообщение. Для этого щелкните на кнопке Ответить на панели инструментов открытого окна сообщения. Откроется окно ответа на сообщение. Введите в нем текст сообщения, добавьте вложение, щелкнув на кнопке  Вложить файл на панели инструментов этого окна. Для выбора файла для вложения нажмите кнопку Обзор, найдите и выберите графический файл по своему усмотрению и нажмите на кнопке Open. Затем щелкните на кнопке Вложить и отправьте сообщение.

12.          Создайте контакт. Для этого в области переходов выполните команду Контакты. На панели инструментов открывшегося окна Контакты нажмите кнопку Создать. Откроется окно Контакт. В этом окне введите в соответствующих полях фамилию, имя, адрес электронной почты и нажмите на кнопке Сохранить и закрыть. Контакт создан.

13.          Перейдите в папку Входящие и создайте сообщение, адресованное только что созданному контакту. Для этого на панели инструментов этого окна щелкните на кнопке Создать. В открывшемся окне сообщение нажмите на кнопке Кому. Откроется окно Поиск имен. В этом окне раскройте список Искать имена в и выберете –  контактах. Введите фамилию в соответствующем поле и нажмите на кнопку Поиск. Выделите искомый контакт в результатах поиска, нажмите на кнопке Кому в нижней части окна Поиск имен и закройте это окно щелчком на кнопке Закрыть. Введите тему, текст сообщения и отправьте его.

14.          Займитесь защитой от нежелательной почты. Для этого на панели инструментов службы Microsoft Outlook Web Access выполните команду Параметры. В группе команд Параметры выберите команду Нежелательная почта. На странице Нежелательная почта добавьте в список Надежные отправители домен @mail.mpei.ru. Для этого нажмите на кнопке Добавить, введите имя домена, и нажмите на кнопке Изменить.

15.          Создайте список заблокированных отправителей. В него по своему усмотрению добавьте адреса почты и домены, сообщения от которых должны оказываться в папке Нежелательная почта. Проверьте, чтобы был установлен флажок Также доверять сообщениям электронной почты, отправленным с адресов, содержащихся в моей папке контактов.

16.          Можно так настроить свой почтовый ящик, чтобы сообщения от определенного абонента попадало в особую папку. Для создания такой папки щелкните правой кнопкой на папке, названной Вашими фамилией, именем,  отчеством и выберите в открывшемся меню Создать Папку. В открывшемся окне Создание папки в поле Имя введите Личная папка и щелкните на кнопке ОК.

17.          Настройте почтовую систему так, чтобы все входящие сообщения автоматически переправлялись в Вашу личную папку. Для этого в группе команд Параметры выполните команду Правила. В открывшемся окне Правила нажмите на кнопке Создать правило и выполните команду Переместить сообщение от контакта в папку. В открывшемся окне Создать правило выберите Переместить сообщение от контакта в папку и в появившемся подменю отметьте флажком пункт От люди или списки рассылки.

18.          Осталось указать адрес контакта и папку, в которую задается перемещение сообщения. Для этого щелкните на ссылке люди или списки рассылки, появившейся в разделе Описание правила, и в открывшемся окне Адресная книга введите в поле Получатели сообщения От -> адрес абонента, сообщения которого Вы предполагаете перемещать. Нажмите кнопку ОК. Чтобы задать папку, в которую будет выполняться перемещение сообщений, в окне Создать правило щелкните на ссылке указанный и выберите свою личную папку. Нажмите на кнопку ОК.

19.          Закончите создание правила нажатием на кнопку Сохранить. Теперь все входящие сообщения будут попадать в Вашу личную папку.

20.          Включите свою подпись в исходящие сообщения, которая будет автоматически добавляться в любое исходящее сообщение. Для этого на панели инструментов службы Microsoft Outlook Web Access выполните команду Параметры. В открывшемся окне Параметры выберите Обмен сообщениями. В окне Подпись электронной почты введите свою подпись, например: «С уважением, Ваши инициалы и фамилия!». Проверьте, чтобы был установлен флажок Автоматически включать подпись в исходящие сообщения. Теперь Ваша подпись будет автоматически добавлена в каждое Ваше исходящее сообщение.

21.          Ознакомьтесь с составом общих папок ОСЭП. Для этого в области переходов выполните команду Общие папки. Найдите документы в общих папках с содержанием заданий по «Информатике» в 1-м семестре, следуя по пути: Общие папки\Информатика ИПЭЭФ\1 семестр\ …

22.          Попробуйте ответить на вопросы для контроля (см. параграф 16).

23.          Покажите преподавателю результаты своей работы.

16. Вопросы для контроля

1.     Какой адрес у портала МЭИ?

2.     Можно ли, находясь на открытой части портала МЭИ:

·        Воспользоваться системой поиска?

·        Прочитать отправленное Вам сообщение?

·        Зарегистрироваться в ОСЭП?

·        Перейти в закрытую часть портала МЭИ?

3.     Нужно ли обязательно знать, чтобы иметь возможность зарегистрироваться в ОСЭП:

·        Ваше имя абонента?

·        Ваш идентификационный номер

·        Ваш пароль?

·        Адрес портала МЭИ?

4.     Как называется папка, в которой можно увидеть полученные сообщения?

5.     Как раскрыть сообщение?

6.     Как поверить правильность введенных адресов?

7.     Как к письму присоединить файл?

8.     Для чего создаются правила?

9.     Для чего применяется команда Параметры?

10.          Куда поступают сообщения от заблокированных отправителей?

Hosted by uCoz